«Извините, я вас не повезу». Интервью с водителем такси

Как таксист с нетаксишным мышлением стал номером один в своем городе
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 23 апреля
Никогда не думал, что буду работать водителем такси. Однако мой отец — ветеран труда, притом водительского труда. Не часто можно встретить ветерана труда — водителя, а мой отец такой.
Я рос в 90-х годах и очень хорошо помню, когда директора автобазы, где работал отец, выплачивали зарплату не деньгами — тогда это было нормально, так было принято, — а зеленым горошком и чаем.
Так вот, зеленый горошек был вкусный, а чай, как сейчас помню его название — «Южный», был отвратительный. С тех пор у меня осталась дикая любовь к зеленому горошку: ем его ложками, банками, килограммами. А еще очень люблю выбирать вкусный чай.

Но больше всего где-то там внутри у меня сидит: «Почему мой отец — лучший сотрудник, а мы живем в бедности?» И это сильно меня изнутри подталкивает к тому, чтобы донести, что водители — это на самом деле достойные люди.
Сергей Капланский
37 лет, два года работает водителем такси в городе Шахты Ростовской области
Так сложилось, что я пришел в такси совершенно из другого рода деятельности. На тот момент в нашем маленьком провинциальном городе было три крупных таксопарка: «Семейное такси», такси «Пилот» и премиум-такси «Замок». Я пришел в «Семейное такси», учился работать там, и у меня начало получаться зарабатывать. Наш город — это моногород, и тут большая проблема с заработком.
Никогда не думал, что буду водителем такси.
В детстве, когда я чем-то увлекался, а увлечений было много, я хотел быть чемпионом в том, чем был увлечен.

Очень сильно интересовали гонки «Формула-1», ралли-рейды. Помню такой момент: была суббота, занятия в школе начинались в восемь утра, а прямой эфир трансляции Гран-при Франции — в шесть. И я проснулся на два часа раньше обычного, чтобы посмотреть гонку. Настолько мне это было интересно.
Потом появилась «Денди», а там гонки. Потом Sony PlayStation, там были отличные симуляторы. Потом на ПК — симуляторы «Формулы-1». Наверное, предрасположенность у меня всё же была.
Говорят, что я неплохо вожу. Я склонен с ними согласиться.
«Как стать лучшим в том, что ты делаешь»
Когда я пришел в «Семейное такси», я очень многому там научился. В этой компании я понял всё про профессию, в ней прекрасная структура и хорошие отзывчивые люди в руководстве. Но я увидел отношение владельцев машин к водителям как к недолюдям. Такие условия диктовала не компания, а владельцы транспортных средств, пользующиеся тем, что «Семейное такси» их машины использует как ресурс.

Я был против такого подхода, и, чтобы это изменить, я решил стать номером один. Эта идея пришла ко мне после прочтения книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь».

Что я делал?

Первое: у меня была машина в лучшем виде — она всегда была вылизана, вычищена, блестела, как у кота яйца.
Второе: у меня были самые большие валы — это объем денег, который ты делаешь в день. Я работал по 16 часов. Ежедневно, шесть дней в неделю по 16 часов. Я приходил домой, ложился на кровать, и у меня гудели руки, ноги, голова. Меня аж трусило от усталости. Да, такое было.
Но я заметил, что водители каждое утро, когда кладут на счет своего таксометра деньги для работы на день, начали искать мой позывной, чтобы увидеть, сколько я заработал, — на меня стали ориентироваться.
То есть я стал эталоном, показателем того, сколько можно денег делать в день.
Третье: иногда я намеренно не брал с людей денег, когда у меня не было сдачи. Например, нет с 500 рублей сдачи 430, я и говорил, что платить не нужно. И эти люди потом звонили в диспетчерскую и просили, чтобы на их заказ приехал именно я, для того чтобы они оплатили предыдущую поездку. Эти прецеденты очень влияли на внимание.

И тут сходятся звезды — в городе появляется «Яндекс.Такси». Имея определенный опыт в маркетинге и бизнесе, я понимал, что здесь можно расти.
Но остальные водители были уверены, что «Яндекс» не вырастет в нашем маленьком городе, потому что навигация плохая, подачи длинные, работа не такая выгодная, потому что местные таксопарки дают гораздо более удобные заказы, с короткой подачей, с более длинным расстоянием. А это гораздо выгоднее для водителей.
Машины такси в городе Шахты
Но я перехожу в «Яндекс», где становлюсь водителем номер один.
Один из моих товарищей открыл подключение автомобилей и водителей к агрегатору, и мы начали сотрудничать. На базе его таксопарка я провел рекламную кампанию, в которой показал, что в «Яндексе» можно зарабатывать 3,3 тысячи в день, когда средний вал был в районе 2,5 тысячи. Но ребята, естественно, не верили — это же просто надпись.

Тогда я просто стал ежедневно делать по 30 заказов, тогда они стоили 3,3 тысячи рублей, и ежедневно делал скриншоты и отправлял в чаты. Это вызвало дикий резонанс. Примерно в этоже время ребята из «Семейного такси» устроили забастовку. Требование было простое: отменить систему штрафов. Кстати, оно так и не было выполнено.
На Новый год на табличке было написано: «Невыход в новогодние праздники — 300 рублей». Я не смог удержаться, взял лист, маркер и написал: «А выход сколько?»
Это нормальный вопрос. Если невыход наказывается, то выход должен поощряться каким-то образом, верно? Если бы они сказали: «Выход в новогоднюю ночь — заправка газа бесплатно». Это 300 рублей — у вас все выйдут. Я думаю, что это нормальный менеджмент на сегодняшний день. Но я не смог этого там донести.

Год как мы не сотрудничаем. Периодически заезжаю. Мы друг другу с удовольствием жмем руки, общаемся, курим. Но, мне кажется, я нашел свое место, где я могу расти.
Такси — это способ стабильно зарабатывать деньги
Сейчас за 30 заказов агрегатор компенсирует 2950 рублей. Минус заправка газом — 600 рублей. Еще вычитаем 11% — это процент «Яндекса» — и 3% — комиссия таксопарка: вместе это 450 рублей. Следовательно, из трех тысяч водитель зарабатывает две тысячи.

Чтобы выполнить 30 заказов, нужно: желание, машина в хорошем техническом состоянии и 14–16 часов работы в день. Это нормально, если работаешь посменно: 2/2, то есть два дня работаешь, два — отдыхаешь. Но для этого необходимо брать заказы и не сбрасывать их. А очень многие работают по старинке: «Я туда не поеду. Я так меньше заработаю». Мышление другое — таксишное.
Я не люблю слово «таксист». Потому что таксист, как правило, говорит, что отвезет с этой улицы на другую за 500 рублей. За меньше он не поедет. Это мышление таксиста.
Вот с таким мышлением в агрегаторе работать нельзя. Тут работа как компьютерная игра, только в реале. Либо ты работаешь на количество заказов, либо на длинные поездки. Всё просто. Нужно работать и зарабатывать рейтинг.

Чтобы жить и удобно работать, я выбрал формулу — 20 заказов в день. С утра, с 6:30 до 11:00, делаешь 10–15 заказов, и 5–10 заказов делаешь вечером. Это уже 20–25. Так появляются четыре-пять свободных часов днем, которые можно уделить себе… желательно пообедать, поспать. Можно заняться своими делами: другой работой или домашними хлопотами. Зарабатываешь так примерно одну тысячу в день чистыми.
То есть в среднем 20–30 тысяч водитель такси может заработать в городе Шахты.
Работа водителя такси очень востребована, потому что это место, где можно прогнозировать свой доход.
Город Шахты, Ростовской области
Раньше у меня был компьютерный магазин и сервис. Там были великолепные доходы, я чувствовал себя прекрасно. Так было, пока не появился DNS, а это гигант. Конкурировать с ним, несмотря на блестящую модель своей торговой точки, я не смог.
Я остался без ничего.
С учетом реалий нашего города такси — это действительно способ стабильно зарабатывать деньги. Именно деньги.
С этой историей я сейчас хочу выйти в другие города: Красный Сулин и Новошахтинск.
Потому что там тоже много ребят, у которых есть свои машины, и они способны зарабатывать деньги. Но по тем или иным причинам они не могут это сделать иначе, а на физический труд способны все.
Водитель в городе как «клетка» гемоглобина
Я спрашивал у пассажиров: «Что для вас важно, когда вы вызываете такси?» Первое, что приходило людям на ум, — чтобы быстрее приехала машина. Второе — чтобы они быстрее доехали из пункта А в пункт Б. И третье — какой водитель приедет: как он ухаживает за машиной, как общается.

Это стоит на третьем месте: адекватный, здоровый водитель. К сожалению, бывают случаи, когда водитель находится под действием тех или иных… всякой фигни. Это неправильно, так нельзя поступать.
В «Семейном такси» проверяли медицинские справки, что водитель не алкоголик, не наркоман. Но это не работает. Справки приносят, утром проходят обследование, если нужно, то дышат в трубку, смотрят на медика. Всё в порядке.
А потом, если человек свинья, он будет хрюкать. И от этого никуда не деться. К сожалению, вот такая вот истина.
И это проблема не только нашего региона. Это вопрос воспитания.
Но в маленьких городах-то мы, по большому счету, друг друга знаем. И мы понимаем, что некоторых людей надо дополнительно контролировать, потому что у них раньше были проблемы.
Это психологически тонкий момент. Я за то, чтобы не говорить: «Всё, он наркоман, алкоголик. На цепь его посадить». Человек может в какой-то период времени всё потерять и пойти по наклонной. А потом понять, что ему нужно меняться. И здесь мы должны помочь ему. Мне нравится фраза: «Великое будущее не требует великого прошлого».
Мне очень хочется на своем примере показать, что водитель такси — это не то, когда некуда идти и я пошел в такси. Такое же у всех отношение.
Водитель такси — это гораздо больше. Водитель в городе как «клетка» гемоглобина, переносящая кислород, только он перевозит людей из одного места в другое, из другого обратно.
Колеса и лампочки меняет водитель
Если человек трудоустраивается на автомобиле таксопарка, то ремонт происходит за счет таксопарка.
Если человек приходит на условиях сотрудничества, то в этом случае он приходит на своем автомобиле и он за свой автомобиль несет ответственность. Это его транспортное средство.

У меня был такой случай: шумела ходовая, стучала, нужно было поменять шаровые и рулевые. И мне пришло сообщение от агрегатора: «Уважаемый водитель, клиенты очень часто жалуются на техническое состояние автомобиля. Будьте добры, приведите его в порядок, иначе мы вас заблокируем». И водитель понимает: поехал, сделал ремонт.

Итак, если машина таксопарка, то ремонтом занимается он. Если машина лично водителя, то ремонт машины — забота владельца. Но надо понимать: если машина таксопарка, но водитель явно совершает наезд на какую-нибудь корягу и у него колесо становится квадратным, то разбираться с этим нужно водителю.
Есть такое негласное правило, что колеса и лампочки меняет водитель. Это расходный материал такой.
Дороги города Шахты
Я считаю, эти правила нужно прописать, чтобы каждый водитель их видел. И в этом случае окончательно решится вопрос недопонимания, которое во многих парках существует.
В момент поездки водитель и пассажир должны дружить
В «Яндексе» существует взаимная оценка: водителем пассажира и пассажиром водителя.

У меня была стопроцентная активность и пятитысячный рейтинг. Я его долго добивал и всё-таки добил — пять тысяч рейтинг и платиновый статус (!). Мне пришлось очень хорошо работать, очень стараться.
Сергей Капланский, «платиновый» водитель такси
А потом у меня начал спадать рейтинг. И я начал анализировать, с чем это связано: как правило, плохие оценки пассажир ставит водителю, если тот некорректно себя ведет, агрессивно, либо в плохом настроении.

То же самое и в обратную сторону. Я вам честно скажу, иногда, когда приходит пассажир с явно плохим настроением, были случаи, когда я просто говорил: «Извините, я вас не повезу». Нажимаю «Отказ» и еду дальше.

Однажды приходит заказ к гипермаркету «Лента». Стоят две взрослые женщины и с ними две дочери лет по 12, то есть четыре пассажира и две огромные, с горой, тележки из гипермаркета. Клянусь, с горой! А у меня машина легковая, Renault Logan.
И женщины, высоко задрав нос:
— Откройте нам багажник, пожалуйста.
— Простите, а вы обе тележки хотите внутрь?
— Да, мы хотим обе.
Я понимаю, что с таким настроением, хотя я не знал, чем оно было вызвано, мы далеко не уедем. Я говорю: «Вы извините, но это всё ко мне не поместится. Вам нужна другая машина». Женщина сразу же: «Я сейчас позвоню в диспетчерскую, да тебя там…» Но я сажусь и уезжаю. И потом до меня дошло: я увидел рядом стоящие машины такси, водители которых просто улыбаются на эту ситуацию. Видимо, дамы обратились не к одному водителю уже.
Я стараюсь не возить от борта — это когда человек голосует и ты его подбираешь. Ты не знаешь, кого ты возьмешь.
Я работаю только на систему, потому что всё прозрачно: есть номер телефона, с которого пассажир сделал заказ, понятно, куда он едет. В противном случае можно столкнуться с агрессией.

Как-то я получаю заказ, это было еще в «Семейном такси», был уже поздний вечер субботы или пятницы, один из предвыходных дней — как мы называем их, питейные. Выходят из дома мужчина со своей мамой. Мама присаживается в машину. Они нервничают, ругаются. Мужчина просит остановить, что-то забыл дома. Он выходит из машины, его нет некоторое время. Мама звонит ему на телефон, они продолжают ругаться. Очень плохое у них настроение. И я говорю: «Давайте, наверное, я вас покину? Вы пока решите свои вопросы, а я уеду», на что мама звонит сыну: «Давай быстрее! Тут уже водитель собирается уезжать». Такое началось... В этот момент ее сын спускается и, не задавая никаких вопросов, открывает дверь, и в меня, смотрю, летит пара кулаков. В общем, угибаюсь, и у нас начинается веселье с ним, драка. Это было прямо на проезжей части. И тут надо отдать должное водителям маршруток и других такси, никто не проехал мимо. Реально ребята остановились на случай, если... Потом, когда дело закончилось правильным исходом, ребята поехали своей дорогой. А я попросил пассажира так больше не делать и поехал в больницу накладывать гипс на руку.
Но есть и много позитива. На Новый год я выхожу на работу в костюме Деда Мороза и подлокотник мой, который является неким бардачком, заполнен конфетами.
Знаете, в «Семейном такси» я сделал огромную выручку в тот раз: больше пяти тысяч 30-го и 31-го числа. Потому что пассажирам я давал конфеты. Казалось бы, ну едет водитель Дед Мороз и раздает конфеты. Но это так нравилось детям и их родителям, что они потом еще раз заказывали, чтобы отвезти их еще.

А иногда пассажиры делают подарки, и это очень приятно. Например, мне подарили кондиционер металла для двигателя, и я им пользуюсь. На Новый год пассажирка подарила термокружку, нужная и полезная вещь. Еще дарили вонючки, пахучки. Конфеты, кстати, тоже бывали. Один раз было яблоко.
Об идеальном мире
Идеализировать мир сложно, но я вернусь к своему прошлому и детству. Итак, мой отец — ветеран труда. Я хорошо помню, как скромно мы жили, к сожалению. Нужно отдать, наверное, должное (в кавычках) нашему государству.
Я считаю, что нормальный доход для водителя, у которого есть семья, не меньше 40 тысяч.
Когда 40, то это уже достаточно. Это комфортно. Ты можешь отсюда и отложить на ремонт своего коня, и оставить на семью. При этом понимать: если у тебя работает супруга, то вам будет достаточно. Если супруга зарабатывает порядка 30, то вам вполне комфортно будет жить. По крайней мере, в том месте, где я живу, — в городе Шахты.
Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова

Иллюстрации: личные фотографии Сергея Капланского

Оператор call-центра
ООО "АСВ" Юридическая компания
25 000 руб.
машинисты
работодатель не указал название компании
80 000 руб.
штукатуры-маляры
Строительный холдинг "Тезис"
45 000 руб.
врач-оториноларинголог
работодатель не указал название компании
40 000 руб.
Машинист
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
бетонщики
Строительный холдинг "Тезис"
50 000 руб.
Водитель
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
сантехник-монтажник
Строительный холдинг "Тезис"
50 000 руб.
врач-педиатр
работодатель не указал название компании
50 000 руб.
врач функциональной диагностики
работодатель не указал название компании
45 000 руб.
Геодезист
работодатель не указал название компании
80 000 руб.
врач акушер-гинеколог
работодатель не указал название компании
45 000 руб.
охранники
ЧОП "Заслон+"
45 000 руб.
отделочники
работодатель не указал название компании
до 70 000 руб.
Прораб
работодатель не указал название компании
70 000 руб.