Как описать ключевые навыки в резюме

И не использовать слова «стрессоустойчивый» и «коммуникабельный»
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 22 апреля
Себя хвалить сложно, но необходимо — особенно когда вы заполняете графу «Ключевые навыки» в резюме.
Елена Тимофеева
Рассказала, как хвалить себя грамотно и с пользой.
Что такое ключевые навыки
У классического резюме жесткая структура, и в нем обязательно есть блок «Ключевые навыки». Мало кто из соискателей знает, что для рекрутера информация в этом блоке невероятно важна.

Ключевые навыки — это ваше конкурентное преимущество, но при условии, что:
  • они обязательны для этой должности,
  • вы хорошо ими владеете,
  • не каждый умеет это делать.
Если речь о резюме в документе Word или Google-документе, я рекомендую не создавать его по шаблонам сайтов для поиска работы. В идеале «Ключевые навыки» должны находиться сразу после автобиографических данных и названия желаемой должности.
Екатерина Тарасова, эксперт по карьере с опытом работы в HR более 10 лет
Какие бывают ключевые навыки
Классифицируют их по-разному, но самым актуальным сейчас считается деление на hard и soft skills.

Hard skills — это прикладные, «технические» навыки. Их можно измерить, например с помощью тестирования. Скорость набора текста измеряется в количестве знаков в минуту, а владение английским языком можно подтвердить сертификатом TOEFL с количеством баллов.

Soft skills — это субъективные, надпрофессиональные навыки, которые тоже важны для успешной карьеры. Измерить их не получится, а оценить, насколько вы ими владеете, работодатель сможет, только уже когда примет вас и посмотрит на вашу работу «в полях». К таким навыкам относится тайм-менеджмент, дисциплинированность, пунктуальность, критическое мышление.

Soft skills в целом универсальны. Но если для менеджера по продажам важнее коммуникативные навыки, то для финансового контролера — аналитические.

Что до hard skills, то набор навыков для каждой профессии свой, и подсказки грамотному специалисту тут не нужны. Программисты указывают владение языками программирования, администрирование баз данных. Бухгалтеры — знание международных стандартов отчетности, навыки работы в специализированных бухгалтерских программах и базах нормативных документов. Проектные менеджеры — применение agile и других методик управления проектами (например, «барабан-буфер-канат»), владение техникой скрам-менеджмента.

Для каждой специальности и должности комбинация hard и soft skills уникальна. Побеждает в карьерной гонке не тот, у кого в принципе больше навыков, а тот, у кого есть необходимый набор.
Как писать о ключевых навыках
Вот что нужно, чтобы превратить стандартный, а иногда и формальный блок с ключевыми навыками в ваше конкурентное преимущество.

  • Сформулируйте ценность себя как специалиста
Вспомните, при каких обстоятельствах к вам чаще всего обращаются за помощью. Почему так? Какие ваши навыки в такие моменты требуются? Можете спросить коллег, какие ваши профессиональные качества они считают самыми сильными.

  • Включите наблюдательность и аналитическое мышление
Посмотрите, как рекрутеры описывают навыки в интересующих вас вакансиях. Придерживайтесь этих формулировок. Будет полезно пролистать резюме других специалистов в вашей сфере.
Не нужно писать абсолютно все свои навыки. Стоит выделять те, которые будут актуальны для вакансии, на которую отправляете резюме. Если у вас больше навыков, чем необходимо, — лучше создайте еще одно резюме под еще одну профессию.
Ирина Рузавина, карьерный консультант с опытом работы в HR более 13 лет, преподаватель университета онлайн-профессий «Нетология»
  • Уберите лишнее
Не надо перечислять слишком много навыков — это будет выглядеть формальностью. Оставьте только самые важные.

В идеале должно быть пять — семь навыков. Как их выбрать? Копируйте себе формулировки требований и задач из интересных вам вакансий. Смотрите, какие встречаются чаще всего, и выбирайте те, которыми вы хорошо владеете. Плюс этого упражнения еще и в том, что вы сможете дополнительно оценить свои умения — увидеть, каких компетенций вам, возможно, не хватает.
Екатерина Тарасова, эксперт по карьере с опытом работы в HR более 10 лет
  • Указывайте только актуальные навыки
Время от времени выясняйте, чему учат в авторитетных школах и вузах, которые готовят специалистов из вашей сферы, — это поможет следить за духом времени. Иначе есть риск показаться рекрутеру старомодным, не заинтересованным в профессиональном развитии.
Чем больше digital-компетенций, тем более продающим выглядит резюме. Пишите название программ, в которых работаете, даже если это самописная CRM-система, созданная специально для вашей компании. И кстати, удалите раз и навсегда из своего резюме фразу «уверенный пользователь ПК», сейчас она выглядит примерно как «пишу шариковой ручкой на бумаге.
Ирина Рузавина, карьерный консультант с опытом работы в HR более 13 лет, преподаватель университета онлайн-профессий «Нетология»
  • Помните, что ключевые навыки — это профессиональные навыки
Очень важно не путать личностные качества и компетенции (ключевые навыки). Целеустремленность, настойчивость и набившая оскомину стрессоустойчивость — это как раз характеристики личности.
Екатерина Тарасова, эксперт по карьере с опытом работы в HR более 10 лет
  • Показывайте и доказывайте
Не просто называйте навык, а подтверждайте его конкретным примером. Например, вместо «умею продавать» — «регулярно выполнял поставленные планы продаж и KPI, проводил внутренние тренинги для сотрудников отдела продаж».
Главные ошибки, которые можно совершить
  • Пропустить блок «Ключевые навыки», вообще не заполнить его.
  • Перегрузить блок информацией — он становится больше блока «Опыт работы».
  • Указать навык, который вы не планируете использовать в работе. Например, вы пишете: «Навык эффективной презентации», а на собеседовании говорите: «Я не хочу выступать перед другими». Получается такой каприз — могу, но не буду.
  • Перепутать уровни «исполнитель» и «руководитель». Например, вы ищете работу руководителя (директора), а в резюме перечисляете умения специалистов низшего звена.
  • Указать навыки, которыми не владеете (даже если планируете их освоить). После выхода на работу ложь откроется — и на отношения с руководителем как минимум ляжет тень.
И еще важный нюанс
Не стоит перегружать резюме soft-скилами. Желательно соотношение 70/30 в пользу hard-скилов. Очень забавно смотрится такое описание:
  • знание Photoshop,
  • креативность,
  • коммуникабельность,
  • активная жизненная позиция,
  • критическое мышление,
  • аналитическое мышление.

Рекрутер заподозрит, что вы человек рефлексирующий: наверняка и к работе так относитесь — сто раз подумаете, прежде чем делать. А эту работу нужно выполнять, не рассуждая, «какой я и какой мир.

Но список может быть и другим. Например:
  • знание HTML/CSS/jQuery, опыт создания страниц;
  • Adobe Muse — опыт создания собственного интернет-магазина;
  • SMM-продажи через соцсеть «ВКонтакте», оформление групп, верстка меню;
  • опыт работы в ОС Linux/Windows/Android/iOS (пользователь);
  • Photoshop, Illustrator, GIMP (ретушь/обработка фотографий, повседневные задачи)
  • Sony Vegas (видеомонтаж);

  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • активная жизненная позиция;
  • критическое мышление;
  • аналитическое мышление.

В этом случае описание будет вполне гармоничным: человек много чего умеет делать руками, при этом многое понимает о себе. Кроме того, группировка навыков (hard — soft) характеризует соискателя как человека системного. Скорее всего, у него в голове всё стройно и по полочкам.
Ирина Рузавина, карьерный консультант с опытом работы в HR более 13 лет, преподаватель университета онлайн-профессий «Нетология»
Пример ключевых навыков для кассира
  • Опыт осуществления кассовых операций, работы с денежной наличностью (в том числе определение подлинности купюр), опыт проведения безналичных расчетов, инкассации.
  • Знание инструкций ЦБ РФ, кассовой дисциплины, правил приема и выдачи денежных средств, правил ведения кассовой документации.
  • Успешный опыт участия в инвентаризации.
  • Знание правил торговли и закона «О защите прав потребителей».
  • Опыт работы с кассовым аппаратом онлайн.
  • Выкладка товара в прикассовой зоне, мерчендайзинг группы «элитный алкоголь».
  • Соблюдение корпоративного стандарта при обслуживании покупателя, понимание принципов клиентоориентированности.
  • Умение работать в команде.
Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: bizvector
/Shutterstock
Оператор call-центра
ООО "АСВ" Юридическая компания
25 000 руб.
машинисты
работодатель не указал название компании
80 000 руб.
штукатуры-маляры
Строительный холдинг "Тезис"
45 000 руб.
врач-оториноларинголог
работодатель не указал название компании
40 000 руб.
Машинист
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
бетонщики
Строительный холдинг "Тезис"
50 000 руб.
Водитель
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
сантехник-монтажник
Строительный холдинг "Тезис"
50 000 руб.
врач-педиатр
работодатель не указал название компании
50 000 руб.
врач функциональной диагностики
работодатель не указал название компании
45 000 руб.
Геодезист
работодатель не указал название компании
80 000 руб.
врач акушер-гинеколог
работодатель не указал название компании
45 000 руб.
охранники
ЧОП "Заслон+"
45 000 руб.
отделочники
работодатель не указал название компании
до 70 000 руб.
Прораб
работодатель не указал название компании
70 000 руб.