Я работаю водителем мусоровоза, это не считается престижным

«Но моя задача — не производить впечатление, а заботиться об экологии»
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 9 июля
Сергей Золотарёв — подполковник запаса. Окончил Киевское общевойсковое командное училище имени М. В. Фрунзе по специальности «войсковая разведка», 22 года прослужил в мотострелковых войсках. Уволился на пенсию в 40 лет. «В армии рано на пенсию выходят — тогда еще, когда пенсионером себя не чувствуешь: целыми днями отдыхать не хочется, сил полно». Через месяц после увольнения Сергей устроился на новую работу — стал водителем мусоровоза в компании «ЭкоЛайн». Анна Родина поговорила с ним об экологии, стабильности и отзывчивых людях.
Сергей Золотарёв
Шесть лет работает водителем мусоровоза
«Опыт вождения у меня большой — до этого я в армии водил БТР»
На работу я встаю в четыре часа утра. Или в 4:15, если спать хочется. (Смеется.) Кофе — и поехал на Сигнальный, на базу, откуда нам с грузчиком нужно выехать в 5:30 утра, чтобы к семи быть на месте. Раньше сбор не начинается — по закону до семи утра в жилой зоне шуметь нельзя.

Пока не отработаю — никаких завтраков: во-первых, в такую рань организм еще спит и есть не хочется, во-вторых — мы ведь постоянно в движении, перерывов и перекусов не делаем, чтобы не нарушать график. Максимум — съем за рулем банан или бутерброд.

В день нужно убрать 165 баков мусора — сделать два рейса. Я работаю быстро, укладываюсь в два часа, потому что хорошо ориентируюсь на местности: все шесть лет работы в этой компании я приезжаю по одним и тем же адресам на Большой Академической и соседних улицах. Хорошо изучил район. Нас стараются не перебрасывать из одного района в другой — чтобы не терять мобильности. Если меня сейчас заменить водителем, который раньше на этой улице не работал, навигатор его, конечно, приведет в нужное место. Но потом водитель будет бегать вокруг дома и искать, как подъехать к мусорным бакам, потому что попасть в незнакомый двор на легковушке или на грузовике — большая разница.
Перед уборкой баков мы фотографируем их полными, а после — опустевшими. Отправляем в специальном приложении территориальному менеджеру — так он контролирует, что мы выполнили работу хорошо.
Мусоровозом очень легко управлять — техника у нас современная, мобильная. В первый день, помню, осматривал грузовик со всех сторон, даже шагами его измерял (смеется) — прикидывал, как на нем подъезжать к жилому дому. А потом просто сел и поехал. Опыт вождения у меня большой — в армии я учил личный состав водить и обслуживать боевые машины пехоты: БМП (бронированная машина, основное назначение которой — огневая поддержка и транспортировка личного состава отделения стрелков. — Прим. ред.) и БТР-80. Десять лет уже, как официально считаюсь «военным пенсионером», а, наверное, могу и сейчас отремонтировать БТР.
«Эта работа всегда есть. Во время пандемии многие остались не у дел — а я был востребован»
Если бы не сокращение, под которое я попал в 2008 году, я бы, наверное, до сих пор служил. Мне было интересно. За два десятка лет в армии побывал в должности командира мотострелкового взвода, работал в военкомате, преподавал на военной кафедре Калмыцкого государственного университета строевую и военно-техническую подготовку. А потом в сухопутных войсках началась реформа — так я в 40 лет оказался на пенсии.

Конечно, просто лежать на диване мне не хотелось — рано в таком возрасте просто лежать. Стал перебирать варианты: можно пойти гражданским преподавателем, но там мизерные зарплаты — 12–15 тысяч рублей за полный рабочий день. Дальнобойщиком? Не мое, не хотелось надолго уезжать от семьи. В охране скучно. А эта работа мне понравилась сразу.

Водить мусоровоз не считается престижным — но престиж каждый определяет для себя сам. Сколько людей — столько и мнений. Для меня в этой работе есть масса положительных моментов. Во-первых, вахтовый метод: две недели работаешь, а следующие две предоставлен сам себе, наслаждаешься жизнью — родные, рыбалка, охота, дача. После армии, когда не было ни выходных, ни проходных, жить так оказалось очень удобно.

А во-вторых, эта работа просто есть. В будни, праздники, круглый год. Вот сейчас, во время пандемии коронавируса, многие остались не у дел. А я был востребован, поэтому влияния кризиса моя семья не ощутила. Стабильная зарплата — большой плюс.

Здесь нужно быть очень пунктуальным: у нас есть маршрутная квитанция — порядок действий, которому нужно четко следовать.

Мне несложно жить «по расписанию». За два десятка лет службы не получил ни одного взыскания. А взысканий в армии каких только не бывает: за опоздание, на невыполнение, за употребление, неподготовленность к смотру, беспорядок в казарме. Не так посмотрел на командира — и всё, достаточно. (Смеется.) Но я всегда был исполнительным, поэтому мне не доставалось. Кстати, когда сам стал начальником — никогда не хамил солдатам. Зачем? Считаю, если в работе у человека что-то не получается, грубостью этого не исправишь. Лучше доступно объяснить.

«Люди начали сортировать мусор дома. Но пока не разобрались, куда его выбрасывать»
Однажды мы приехали во двор, а там две девушки выгуливали собак. Одна собачка забежала под мусоровоз и спряталась за колесом. Я попытался выманить — не идет. Позвал хозяйку, та достала животное, а меня давай благодарить: другие бы, мол, и смотреть под колеса не стали. Не думаю, что я какой-то подвиг совершил, но внимание и концентрация, конечно, в нашей работе очень важны.

Особенно зимой, когда маневрировать в жилой зоне часто приходится задним ходом. Из-за метели, наледи или загруженной парковки к бакам по-другому бывает не проехать. Помогает коллега-грузчик, камеры заднего вида и армейский опыт — я привык быть собранным и не отвлекаться, когда выполняю работу. Никакой музыки, разговоров за рулем — это опасно. Хотя в обычной жизни я довольно разговорчивый человек. Но здесь нужно максимально концентрироваться на том, что делаешь.

Водитель мусоровоза — не сидячая работа. Ну, например, приезжаешь ты во двор — а там «подснежник» стоит: машина, которую владельцы бросили в октябре и которую занесло снегом. Хозяева вспомнят о ней только в мае — такое нередко случается, — а мусор убирать нужно каждый день. Выкатываем вместе с грузчиком баки вручную. Точнее, не выкатываем даже, а волочим по снегу — если бак полный, может и килограммов 250 весить. Это тяжело. Бывает, что баки переполняются или кто-то выбросит мусор мимо. На этот случай у нас в машине есть совки, лопаты — подметаем, какой-то мусор собираем вручную. Пакеты улетевшие ловим, если нужно, чтобы оставить после себя чистый двор. Не засидишься!
Есть мнение, что работать на мусоровозе — значит работать в грязи. Это миф. У нас всё чисто: мы работаем в форме, перчатках, а в кабине грузовика чище, чем во многих легковушках.
Некоторые смотрят на нас с пренебрежением. Я не обращаю внимания — пусть смотрят. Моя главная задача — не создавать «правильное впечатление», а заботиться об экологии.

Раньше во дворах стояли баки, в которые выбрасывали всё подряд, а теперь есть отдельные: для вторичного сырья, которое затем пойдет на переработку, — пластика, бумаги, коробок, стекла — и для смешанных отходов — остатков еды, ветоши, старой одежды и т. д. Я забираю смешанные отходы и заметил, что сейчас многие люди стали относиться к экологии бережнее. Бывает, подходит человек с двумя пакетами в руках — он уже дома сам мусор рассортировал, хочет помочь, но не знает, что в какой бак бросать. Я подсказываю: «Пластиковые бутылки, стекло, бумагу — вот сюда». Таких людей пока немного, но тенденция мне нравится.

Есть и те, кто до сих пор выбрасывает всё подряд: однажды мы даже телевизор из бака доставали. Подобный мусор, кстати, потом тоже сортируется отдельно: мы отвозим его в «бункер» — так называется специальный контейнер для крупногабаритных вещей.
«Когда вахта выпадает на Новый год — я не расстраиваюсь. Праздную накануне — с чаем и лимонадом»
За шесть лет работы я привык и к району, по которому езжу, и к людям. Бывают и эксцессы. Приедешь после праздников, а из окошка дома высовывается кто-нибудь нетрезвый и кричит: «Что ты мне спать мешаешь в 12 часов утра?» Но наоборот бывает чаще.

Как-то раз увидел, что возле баков стоит женщина лет 55–60 и плачет. Спросил, что случилось, — оказалось, случайно выбросила в пакете золотые украшения. Она думала, что я сейчас мусор в машину погружу и уеду. А я выкатил бак, говорю: «Ну, давайте вместе посмотрим». Она поискала-поискала — и нашла свой пакет. Как бросится мне на шею обнимать, целовать! Говорит: «Вы наш спаситель! Это наше фамильное золото, семейная реликвия». Я смутился, уехал. А на следующее утро она меня там же, у баков, ждала — и вручила целую корзинку домашних пирожков. Было очень приятно.
Люди часто узнают нас, здороваются. Благодарят за то, что поддерживаем во дворе чистоту. В основном это старшее поколение, люди коммунистической закалки. А молодежь чаще не замечает.
Легче всего работается в праздники: 23 Февраля, 8 Марта. Пару раз на Новый год выпадала вахта. Я не расстраивался, наоборот. Едешь — а город пустой. Никаких пробок, на дорогах только мусоровозы, скорая помощь и такси. А праздник накануне с семьей празднуешь — чокаемся чашками с чаем и лимонадом.

Праздничные дни для нас — самые загруженные: люди больше едят и больше выбрасывают. С 25 декабря, например, когда начинаются корпоративы, мы каждый день вывозим в два-три раза больше отходов. Если обычно мусор из 30 домов — а это 8–11 тонн — помещается в одну машину, то в праздники приходится загружать ее дважды. Бывает так, что в 11 вечера 31 декабря приедешь с работы, а в четыре опять на смену.
Но в последнее время количество мусора увеличилось и в обычные дни — вот думаю, с чем это связано. Может, мы наконец-то жить лучше стали? (Смеется.)

Полжизни на работе я отвечал за кого-то. Курсант, лейтенант, командир взвода. Были подчиненные, ответственность. А потом вышел на пенсию и подумал: «Может быть, достаточно? Надоело!» Теперь отвечаю только за себя и доверенный мне автомобиль. Совсем работу бросать не планирую. Рыбалка и дача — это, конечно, замечательно, но, если в жизни будут только рыбалка и дача, я с ума сойду. Трудиться нужно — мне ведь только 50 лет.
Текст: Анна Родина
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова

Фотографии предоставлены героем публикации

Следите за новыми публикациями так, как вам удобно: подпишитесь на наш канал на «Яндекс.Дзене».
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями в социальных сетях
Оператор call-центра
ООО "АСВ" Юридическая компания
25 000 руб.
специалист
работодатель не указал название компании
40 000 руб.
Слесарь
работодатель не указал название компании
55 000 руб.
Прораб
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
плиточники
Строительный холдинг "Тезис"
45 000 руб.
Крановщик
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
отделочники
работодатель не указал название компании
до 70 000 руб.
капитан-механик
работодатель не указал название компании
75 000 руб.
Водитель
работодатель не указал название компании
70 000 руб.
бетонщики
Строительный холдинг "Тезис"
50 000 руб.
врач ультразвуковой диагностики
Поликлиника № 3
45 000 руб.
охранники
ЧОП "Заслон+"
45 000 руб.
Прораб
работодатель не указал название компании
90 000 руб.
врач-оториноларинголог
работодатель не указал название компании
40 000 руб.
врач-терапевт
работодатель не указал название компании
50 000 руб.